1. Зря платим

    Штрафстоянок в нашем городе только две. Изо всех функционирующих платных стоянок "предназначенных для хранения транспортных средств, задержанных в установленном законом порядке сотрудниками областного Управления ГИБДД и его структурных подразделений" только две штуки: "Мещерское озеро" на ул. Акимова и "Орловские дворики" на Московском шоссе. Возникает вопрос. Если стоянок всего две, как мог у меня оказаться протокол об административном правонарушении, который предписывает отправить автомобиль на штрафную стоянку на ул. Шевченко, 1? И квитанция об оплате услуг штрафстоянки, расположенной по данному адресу, и кассовый чек оттуда? Неужели нелегальная?

    Смотрим дальше. Существует некий документ: "Порядок хранения и оплаты хранения транспортных средств, задержанных сотрудниками Госавтоинспекции", утвержденный постановлением главы местного самоуправления г. Н. Новгорода N 21 от 24 марта 1998 г. Утверждалось оно во время шумных выборов Нижегородского градоначальника (вы помните дело Клименьева), поэтому подписано И.О. мэра Мелешкиным. Чем еще можно объяснить появление этого документа, который противоречит закону чуть ли не в каждой своей статье, кроме как неразберихой во власти? Наверняка, людям просто помешали работать, и результат налицо. Вопросы возникли сразу, с первого пункта Общих положений. Согласно "Порядка", все штрафстоянки города должны принадлежать УГАИ (УГИБДД), а оно у нас, как известно, одно - на ул. Стрелка, 3. В этой связи выглядит непонятным последний пункт письма господина Карангова: "В отношении других штрафных стоянок, расположенных на территории г. Нижнего Новгорода и созданных решениями глав администраций районов г. Н.Новгорода, Управление ГИБДД ГУВД Нижегородской области сведениями не располагает"!!! Согласитесь, это просто смешно. Выходит, сотрудник ДПС, отправивший нашего читателя на штрафстоянку ул. Шевченко этими сведениями располагает, а Управление, в котором он работает - нет. Как-то не хочется обвинять "мою милицию" в откровенном вранье, поэтому я осмелюсь выдвинуть такое предположение. Господин Карангов! Вас подло обманывают собственные сотрудники и главы районов города! Вы, и только Вы имеете право организовать штрафную стоянку, а их наорганизовывали без Вас другие люди! Более того, попросили ваших сотрудников возить машины не к Вам на Мещерку, а в совершенно неизвестные вам места! Город полон НЕЗАКОННЫХ, НЕЛЕГАЛЬНЫХ штрафных стоянок, а кто получает деньги, взимаемые с нарушителей - неизвестно. Надо что-то делать!

    Теперь вернемся к "настоящим", вроде бы законным стоянкам. Управлению Госавтоинспекции городом были переданы три земельных участка - один на Акимова и два в Орловских двориках. О чем и существуют соответствующие договоры. И все бы хорошо, но договор на аренду земли в Орловских двориках ныне расторгнут, финансовые операции по нему прекращены, тем не менее, штрафстоянка продолжает действовать и приносить немалый доход. Получается, что ГИБДД нарушает местное законодательство: не платит по арендным договорам? Не может быть!

    Возникает еще один вопрос, самый насущный и близкий к телу автовладельцев, как их рубашки. Почему стоимость услуг обычных платных стоянок составляет примерно 20 руб/сутки, а подержать денек машину на той же стоянке, но только в качестве задержанного транспортного средства, обойдется от 160 до 600 рублей, кто как сторгуется?

    УГИБДД ответило, что само оно (в соответствии с вышеуказанным "Порядком") эксплуатировать стоянки не может, и поэтому передает землю неким неизвестным юридическим лицам. Именно этим лицам за бдительную охрану своих машин и платят денежки автовладельцы, именно им поставляет ГИБДД клиентов, отчего те получают немалый доход. И неужели при таком раскладе само ГИБДД выступает в роли благотворителя? Стоп! а почему на моей квитанции написано ЧП Гладцин А.В? Разве он - юридическое лицо? Вот еще один факт нарушения собственных законов. Так вот, стоимость услуг штрафного отделения стоянки по сравнению с обычной платой возрастает. То есть такая "вилка" вполне оправдана. Видимо, штрафные автомобили и охраняются лучше, и бумаги на них оформляются с водяными знаками, и вообще, услуги оказываются такие, что зажать какие-то 160-600 ре в сутки - это просто несолидно. Тем временем штрафстоянка не несет ответственности за "дополнительные элементы и оборудование, не предусмотренные заводом-изготовителем". То есть, если у вас ободрали с машины антенну, спойлеры, молдинги или "дворники" фар, а вы, не дай Бог, забыли включить их в опись (или просто не смогли настоять на том, чтобы их включили, поскольку описи нарочно составляются крайне небрежно), то никто ничего вам не возместит. Говоря о законности "вилки", г-н Карангов ссылается на пункты 1.3 и 3.1 "Порядка", кои гласят, что стоянки эксплуатируются юридическими лицами по договору с УГАИ, а оплата охраны и других услуг (знаете, оформление акта приемки, без которого они вообще не имеют права принять машину, стоит 250р?) производится по тарифам, устанавливаемым владельцем автостоянки. Владелец - ГИБДД, так? Я попросила прислать прейскурант, мне ответили: "Прейскурант прилагается", но почему-то забыли положить в конверт. Ну, я даже допускаю его существование, но как быть с "нелегалами", которым тоже платят деньги? В нашей стране существует Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Он запрещает устанавливать разные расценки на одинаковые услуги в пределах одного предприятия. Непонятно, почему в ГИБДД решили, что их предприятия могут нарушать этот закон?

    Кроме того, я предлагаю уважаемым читателям задуматься вот над чем. Допустим, вы нарушили - выехали без документов или выпили за рулем - и понесли наказание в виде штрафа или лишения прав. Почему вы должны оплачивать услуги штрафной стоянки, второй раз расставаясь с деньгами за то же самое деяние? По уму и закону процесс должен выглядеть так: у вас забрали машину, отвезли на спец. стоянку, а после оплаты штрафа и "устранения причины задержания" вернули вам. Если площадей ГИБДД не хватает, пусть они заключают договоры с платными стоянками и сами оплачивают услуги по хранению вашего автомобиля, потому что вам это не надо. В данном случае они перекладывают оплату этих услуг на автовладальцев, то бишь, навязывают им платные услуги. Вышеупомянутый Закон "О защите прав потребителей" запрещает навязывание платных услуг.

    Не знаю как вам, а мне этот "Порядок" кажется все более и более сомнительным. В пункте 1.1 утверждается, что разработан он в соответствии со ст. 245 КоАП. Но КоАП не предусматривает никаких расчетов с коммерсантами как условие выдачи владельцу автомобиля. Автомобиль выдается по устранению причины задержания, а вовсе не по факту оплаты услуг штрафной стоянки. Получается так, что "Порядок" предписывает навязывание платных услуг в обход Федерального Закона - он обязует владельцев платить.

    Кроме Федеральных Законов данный "Порядок" нарушает еще один документ. Это "Порядок организации, содержания и использования платных автостоянок в г. Н.Новгороде". Он регламентирует организацию и работу любых платных стоянок и утвержден Постановлением ї35 от 16 апреля 1997 г. тогда еще главой местного самоуправления Н.Новгорода Скляровым. Давайте пройдемся по пунктам этого закона.

    4.4. "...Владелец автостоянки не имеет права принимать на хранение транспортные средства... , арестованные органами ГАИ и другими службами МВД (арестованные транспортные средства становятся на специальные штрафные стоянки, принадлежащие УГАИ УВД и фонда БДД)."

    А нелегальные стоянки становятся все более нелегальными, замечаете?

    5.1. "При постановке ТС на хранение, владелец обязан представить следующие документы:
    · техпаспорт транспортного средства;
    · при пользовании ТС по доверенности - доверенность на право распоряжения ТС;
    · по свидетельству - свидетельство о праве собственности на ТС", и другие.

    Та-ак, а куда у нас отправляются автомобили с неполным комплектом документов? Правильно, на штрафстоянку.

    5.7. "...Не допускается прием транспортных средств на автостоянку без оформления договора и оплаты за услугу..."

    Это означает, что владелец штрафной машины должен заключить договор с коммерсантами и оплатить их услуги, прежде чем бросить машину на стоянке. А договор, как известно из Гражданского Кодекса, дело добровольное, а понуждение к заключению договора у нас карается Уголовным Кодексом - нарушение того же пошиба, что и навязывание платных услуг. Ну, естественно, никто не станет сам себя "ставить на счетчик". Поэтому на штрафстоянках этот пункт вообще обходят стороной.

    Итак, если суммировать все раскопанное мною в процессе этого небольшого расследования, получается примерно следующее:
    1) Все штрафные стоянки города Нижнего Новгорода кроме одной - на Мещерке незаконны и не имеют право на существование.
    2) Взимание платы коммерсантами за услуги штрафстоянок вообще незаконно, потому что противоречит сразу двум нормативным актам: Гражданскому Кодексу и Закону РФ "О защите прав потребителей".
    3) Если кто-нибудь из пострадавших от произвола ГИБДД и коммерсантов пожелает вернуть свои деньги и отстоять права, то журнал "Иномарка" и Коллегия Правовой Защиты автовладельцев постараются всеми силами помочь этому смельчаку
    © Анна Чиненкова