ВСЕМ - ЕЗДА, А ХОЗЯИНУ... МОРОКА!

( Ударим по налогам с лошадиной силой!)

Fig1

Впервые в истории новогодних торжеств в поздравлениях наших сограждан вместе с банальными, скучными пожеланиями будет звучать и весьма оригинальный вопрос: "Вась… А не тебе ли я по доверенности продал свою машину?".

Головную боль, таким образом, российские автовладельцы на сей раз почувствуют не утром после встречи Нового года, а гораздо раньше - еще до проводов старого. Ибо государство российское приказало верноподданным до боя курантов найти все их четырехколесное имущество, некогда укатившее как в известном, так и в неизвестном направлении. И приготовиться за каждую единицу найденного или ненайденного транспорта тряхнуть мошной.

Потерявших свои автомобили государство строго предупредило: похмелье будет тяжелым…

Во исполнение второй части Налогового кодекса столичные депутаты сочинили закон Москвы "О транспортном налоге", которым с 1 января отменили налог с владельцев транспортных средств и пользователей дорог и установили единый - транспортный.

Налоговые службы, к которым от гаишников перекочевала новая статья поборов, потирая руки, всем своим видом уже показали: "Мы не ГАИ - от нас взяткой не отделаешься". И пообещали до 1 июля наступающего года не только рассчитать для всех владельцев транспортных средств сумму налога к уплате, но даже (какой сервис!) каждому из них прислать квитанцию домой.

Владельцам "Жигулей", например, придется ежегодно добровольно расставаться примерно с четырьмя сотнями рублей - по 5 рублей за каждую силенку. То есть почти с той же суммой, которую они отстегивали государству и раньше. Обухом по голове получат владельцы более мощных автомобилей, ставки налога по которым будут исчисляться уже в арифметической прогрессии. В диапазоне от 100 до 150 лошадиных сил ставка составит 15 рублей за каждую, от 150 до 200 - 20 рублей, от 200 до 250 - 25 рублей, свыше 250 "лошадей" - 35 рублей за каждую "лошадь".Таким образом, житель Москвы, владеющий крутым автомобилем с мощностью двигателя в 250 "лошадей", будет вынужден раз в год отслюнявить почти 300 американских долларов.

При этом законодатели не разделили автомобили на старые и новые, способные передвигаться самостоятельно или только в кузове самосвала в виде запчастей, находящиеся во владении собственника или переданные им кому-либо по доверенности. И то и другое, как ни крути, - имущество. И за него собственнику придется платить.

Понимая, что расставаться с такими суммами большинству владельцев подержанного хлама будет крайне нелегко, и прогнозируя массовые уклонения от уплаты налогов, всенародно любимый фискальный орган предупредил: дела на уклоняющихся будут передаваться в суд. А последний, судя по уже накопленному в аналогичных делах опыту, будет штамповать решения о принудительном взимании налогов. Причем вместе с пеней, которая по России для владельца "Жигулей" составит примерно 30 копеек в день.

Несмотря на случившуюся в рядах автовладельцев панику, для начала посмотрим на транспортный налог как на хорошую новость. И даже попробуем признать его некоторые возможные заслуги.

Во-первых, отныне проверять оплату налога не будет инспектор ГИБДД, который нередко за половину его суммы, отстегнутой при техосмотре наличными, с деланным безразличием взирает на отсутствие квитанции об оплате налога в полном объеме через сберкассу. Пущай нашему брату иной порядок оплаты (минуя гаишников) обойдется дороже, зато уменьшит количество поводов вечно голодному придорожному милиционеру протягивать руку за подаянием.

Во-вторых, новый порядок налогообложения обязательно внесет сумятицу в ряды подставных "собственников" машин из числа малоимущих, которые за сотню долларов с удовольствием берут на себя (сдавая в аренду свой гражданский паспорт) криминальный, как правило, похищенный автомобиль. За такими "дежурными" собственниками, по неофициальным данным, иногда числится до десятка весьма дорогих машин, годовой суммарный налог с владельцев которых может сравняться едва ли не со стоимостью новых "Жигулей".

По прогнозам экспертов, липовые собственники похищенных автомобилей, получив однажды от налогового органа письменное требование расстаться с громадной для них суммой за имущество, которое они и в "фары не видели", начнут пачками сдавать своих благодетелей из воровской малины. На свету божьем, таким образом, окажутся людишки, причастные к хищениям или же присвоившие себе чужой автомобиль.

В-третьих, навсегда, видимо, будет похоронена порочная практика так называемой купли-продажи автомобилей по генеральной доверенности, которая вылезала боком не одному поколению автовладельцев.

В-четвертых, если казна действительно получит больше, чем получала, и сумеет разумно распорядиться этими средствами (два рубля по-тихому - чиновникам в карман, восемь под фанфары - на строительство дорог), то - дай-то бог! - будет побеждена первая из гоголевских бед.

И не поверженными останутся только дураки…

Плохого, впрочем, транспортный налог нам уготовил гораздо больше: заботясь об упорядочении его сбора, законодатели походя поставили своих верноподданных в позу среднего героя из басни о лебеде, раке и щуке. Они обязали раскошеливаться именно того, кто зарегистрировал автомобиль на себя в МРЭО ГИБДД. То есть - собственника.

Намерением обложить последнего налогом даже на те автомобили, которые давным-давно перешли по доверенности в чье-то владение или сгнили на свалке, авторы закона застали российских автовладельцев врасплох. И в результате налоговой диверсии большинство автовладельцев взялись усиленно морщить ум: кому и когда они передали или "продали" по доверенности свой автомобиль? Ведь платить за него налог на имущество, де-факто собственнику не принадлежащее, очень уж обидно. Тем более если в розданных по доверенности автомобилях по двести лошадей, а таких автомобилей у одного собственника, скажем, пять. Или того хуже - десять! Да и статья 357 Налогового кодекса РФ прямо обязывает собственников, передавших свои автомобили по нотариально заверенной доверенности, уведомить свою налоговую инспекцию о том, кому они отдали автомобиль, и даже указать домашний адрес нового владельца.

Но вот вопрос: где искать того джентльмена, который в результате длинной цепочки передоверия машины оказался ее последним хозяином? И пожелает ли он объявиться, понимая, сколь тяжким бременем на его кошелек ляжет новый транспортный налог? Но, даже представ перед налоговиками, разве обязан он будет, положив руку на сердце, честно признаться: "да, имею грех пользоваться чужой машиной по доверенности", ведь такая же доверенность может быть еще у двух десятков людей. Ищи-свищи! И уж вовсе не обязан будет в чем-либо признаваться, если в его кармане лежит доверенность в простой письменной форме, факт выдачи которой вообще нигде и никем не удостоверен!

Не воодушевили новые поборы и тех собственников, автомобили которых в результате тяжелой и продолжительной болезни скончались на безвестной городской свалке, однажды под покровом ночи вывезенные туда районными властями. И уж вовсе привели в полное уныние тех, кто сгоряча отправил следом в помойку и документы на умерший автомобиль…

Понятно, что при таком раскладе избежать уплаты транспортного налога на автомобиль, вам де-факто не принадлежащий или погибший на свалке, можно будет, только сняв его с учета или предъявив налоговикам копию нотариально заверенной доверенности, подтверждающей, что вашим имуществом пользуется кто-то другой. А с вас, стало быть, взятки, простите, налоги, - гладки…

Однако поскольку к такому повороту событий страна не была готова, избавить себя от налогового бремени по машинам, выбывшим из законного владения, можно будет с помощью нехитрых приемов.

Во-первых, перестаньте звонить друзьям и задавать им один и тот же идиотский вопрос: "Не у тебя ли моя машина?". Подайте в МРЭО по месту жительства официальный запрос с просьбой установить, какой из ранее принадлежавших вам автомобилей все еще висит на вас. И не исключено, что половина из них вам давно уже (и слава богу!) не принадлежит, поскольку по вашей же доверенности продана и оформлена на другое лицо.

У нынешнего владельца вашего автомобиля Петрова, временно пользующегося вашим имуществом по нотариально заверенной доверенности, выданной вами до 30 июля уходящего года (то есть до опубликования закона о транспортном налоге), потребуйте копию этой доверенности и направьте ее в налоговую инспекцию. В случае отказа пообещайте Петрову вообще аннулировать доверенность и заявить машину в розыск как похищенную.

Если же вы продали Петрову свой автомобиль по генеральной доверенности (то есть фактически перестали быть его собственником), предложите новому владельцу оформить договор купли-продажи автомобиля. И срочно заявите в налоговую инспекцию о том, что со вчерашнего дня собственником автомобиля стал Петров.

Помните, что по истечении трех лет, то есть максимального срока действия доверенности (если иной, меньший срок вы не укажете в доверенности и если снова не передадите кому-либо полномочия по пользованию, владению и распоряжению вашим автомобилем), транспортный налог снова ляжет на вас.

Не сумев в длинной цепочке найти последнего хозяина своего автомобиля, также не теряйте время: на основании статьи 188 Гражданского кодекса РФ аннулируйте нотариально заверенную доверенность - если нотариус жив, подайте заявление об аннулировании ему, если почил, то в местную ГИБДД с просьбой задержать ваш автомобиль в связи с прекращением полномочий. Помните, что даже если на основании вашей генеральной доверенности были выписаны новые генеральные доверенности, согласно пункту 3 статьи 188 ГК РФ с прекращением доверенности теряет силу передоверие. Стало быть, ждать придется недолго.

Задержанный автомобиль будет вам возвращен принудительно, а его последний владелец примчится к вам добровольно. Ему тоже предложите оформить договор купли-продажи (если, конечно же, ранее имела место фактическая продажа вашего автомобиля), убедитесь в том, что автомобиль действительно снят с учета и о состоявшейся сделке сообщите вашему налоговику.

И, наконец: если ваш автомобиль от старости перешел в мир иной, не будучи при этом снятым с учета в МРЭО, тоже избавьтесь от покойника. Подайте заявление в МРЭО по месту регистрации вашего умершего автомобиля с просьбой (при отсутствии регистрационных документов) идентифицировать вас как собственника (благо дело - в реестре данные на автомобиль хранятся 75 лет) и прах с учета снять. И снова - не ждите, когда об этом МРЭО сообщит налоговикам, а сделайте это самостоятельно.

И учтите: никакая доверенность, выданная вами после 30 июля уходящего года, не освобождает вас от уплаты транспортного налога даже при предъявлении в налоговую инспекцию ее копии. До официального оформления купли-продажи налог придется уплачивать, увы, именно вам…

С новым налоговым годом вас, дорогие товарищи!

© "МК" от 27 декабря 2002 г.



Заявление в налоговую инспекцию в случае неверно исчисленного налога


Руководителю ИМНС ________________________
____________________________________________

от _________________________________________
адрес ______________________________________



ЗАЯВЛЕНИЕ

В налоговом уведомлении по транспортному налогу, направленном в мой адрес от _____________ 2003 г. неверно указана мощность двигателя. На основании п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 г. № БГ -3-21/177

ПРОШУ:

занести в сведения о моем транспортном средстве мощность двигателя в соответствии с паспортом транспортного средства ___________ л.с., пересчитать величину транспортного налога и выдать мне новое налоговое уведомление.

Приложение:

1. Копия налогового уведомления

2. Копия паспорта транспортного средства


Дата

Подпись



<< Назад                       Далее >>