1. Требования к протоколу об административном правонарушении

    Протокол - это процессуальный документ, фиксирующий факт совершения конкретного правонарушения.

    Протокол не составляется в случаях, предусмотренных ст. 237 КоАП. Применительно к дорожному движению это:

    1. ч. ч. 2, 3 ст. 114 КоАП - нет при себе документов; без ТО, неисправности, др.;
    2. ч. ч. 1-3, 8 ст. 115 - нарушение ПДД водителями (скорость, знаки, разметка и т. п.) и ч. ч. 1, 2 ст. 122 - пешеходы и другие участники ДД;
    3. иные случаи, когда штраф налагается и взимается на месте, а предупреждение оформляется также на месте совершения правонарушения;
    4. в случае возбуждения производства по делу об административном правонарушении постановлением прокурора.

    Во всех, кроме последнего, случаях протокол не составляется лишь тогда, когда вы не оспариваете допущенное нарушение и налагаемое взыскание.

    Содержание протокола определено ст. 235 КоАП:

    1. дата его составления;
    2. место его составления;
    3. данные о составителе: а) должность, б) Ф. И. О.
    4. сведения о личности нарушителя;
    5. информация о правонарушении: а) место его совершения, б) время совершения, в) его сущность;
    6. нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
    7. данные о свидетелях и потерпевших (если они имеются): а) фамилии, б) адреса;
    8. объяснения нарушителя;
    9. иные сведения, необходимые для разрешения дела;
    10. подпись лица, составившего протокол;
    11. подпись лица, совершившего правонарушение, а в случае его отказа - запись об этом;
    12. подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются;
    13. отметка о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 247 КоАП;
    14. запись о : а) проведенных личном досмотре или осмотре вещей, б) изъятии вещей и документов (если эти действия имели место);
    15. прилагаемые объяснения и замечания лица, совершившего нарушение, по содержанию протокола (если таковые представлены).

    Давать объяснения - ваше право, а не обязанность. На них должно распространяться действие ст. 51 Конституции, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Можно также дать показания по одним вопросам и не давать их по другим. У меня был такой случай. Привезли меня на освидетельствование, я написал объяснения, что трезв, после чего инспектора говорят : "допиши в объяснениях, что ты управлял а/м". Я говорю: "что-то не хочется". "Пиши - видишь ст. 247 предписывает давать объяснения". "Посмотрим. Написано, что ВПРАВЕ давать, так? Мое субъективное право: хочу - пишу, не хочу - не пишу. Все, что я хотел, уже написал". "Ты че, скажешь, не ты за рулем был?". "На комиссии узнаете".

    Подпись лица, совершившего правонарушение означает лишь ознакомление с протоколом, а не согласие с ним, как пытаются представить недобросовестные сотрудники милиции и иногда даже судьи. При несогласии с протоколом лучше сделать письменную запись об этом на протоколе типа "не согласен", "ПДД не нарушал". Некоторые зачеркивают на бланке графы "подпись нарушителя" и надписывают "подпись водителя", чтобы при производстве сразу было видно отношение водителя к происходящему. Я один раз попробовал, чем сильно разозлил инспектора, он мне пригрозил: "первый и единственный раз предупреждаю - больше так не делай". Можно отказаться от подписания протокола, изложив мотивы отказа на бланке протокола или на отдельном листке, который будет приложен к протоколу (только не забудьте в протоколе записать "прилагаются объяснения на стольки-то листах", а то могут "затерять").

    Если протокол составлен ненадлежащим лицом, он является ничтожным, т. е. не влекущим никаких последствий. Чтобы определить правомочность составителя, необходимо изучить сам протокол - в нем обязательно должны фиксироваться соответствующие данные и указывается нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение. Иногда указывается и нормативный акт, предоставляющий полномочия составителю ("я, …, руководствуясь ст._ Закона о _ … составил настоящий протокол о …").

    Допустим, вы обнаружили, что протокол составлен ненадлежащим должностным лицом. Торопиться заявлять об этом не следует. Ст. 38 КоАП установлен двухмесячный срок для наложения административного взыскания. Пусть он работает на вас. Ждите, пока он не истечет или приблизится к окончанию.

    Заявить о ничтожности протокола можно при рассмотрении дела до вынесения постановления, потребовав вернуть протокол лицу, его составившему. Можно поставить вопрос о привлечении этого лица к ответственности за превышение своих полномочий или злоупотреблении ими, а если это лицо не является должностным - за самоуправство. Орган, рассматривающий дело, постарается принять меры по составлению протокола надлежащим лицом. На это уйдет время.

    В случае, если сроки не истекли к моменту вынесения постановления, можно умолчать о незаконности протокола и заявить об этом на стадии обжалования.

    Копия протокола вручается под расписку немедленно после составления (ст. 236.1 КоАП). Наличие копии необходимо для реализации прав (вовремя подготовиться к делу, заявить ходатайства и т. д.). Тем более такая копия необходима, если протокол составлен с какими-либо нарушениями, как доказательство допущения этих нарушений. Например, мне как-то выдали копию протокола, на одной стороне которой ничего не отпечаталось (инспектор положил копирку не той стороной). Я стал настаивать, что нарушены мои процессуальные права, что я не был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судья мне, правда, не поверил, мотивировал тем, что, мол, раз я расписался на оригинале, значит, должен был помнить. Тем не менее, чем больше зацепок, тем лучше. Плохая копия - одна из них.
    © Сергей Токмаков



  2. Статьи КоАП, имеющие отношение к Протоколу об административном нарушении


    Статья 38. Сроки наложения административного взыскания

    Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

    Указанные в настоящей статье сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса СССР.

    Статья 114. Нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств

    Нарушение правил регистрации транспортных средств -

    влечет наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда и на должностных лиц - от двух до трех минимальных размеров оплаты труда.

    Управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, -

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими государственного технического осмотра, или имеющими неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами дорожного движения запрещается их эксплуатация, за исключением неисправностей, указанных в части четвертой настоящей статьи, -

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда), -

    влечет наложение штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

    Управление водителями зарегистрированными транспортными средствами без государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей -

    влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

    Управление водителями транспортными средствами с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушением требований правил дорожного движения государственными регистрационными знаками -

    влечет наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Управление водителями транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками -

    влечет наложение штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.

    Примечание. Под транспортными средствами в статьях 114 - 115, 117 - 120, 121.1, 123, 124 настоящего Кодекса следует понимать автомобили, трактора, иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

    Статья 115. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения

    Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 20 км/ч либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, ремнями безопасности или мотошлемами -

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части, за исключением случаев, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, либо нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановки, стоянки, буксировки или перевозки грузов -

    влечет наложение штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 20 до 30 км/ч -

    влечет наложение штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

    Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, несоблюдение требований дорожных знаков "Въезд запрещен", "Движение запрещено", "Опасность" или нарушение правил обгона, разворота, а также перевозки людей -

    влечет наложение штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

    Пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, нарушение правил движения через железнодорожные переезды, за исключением указанных в части седьмой настоящей статьи, либо непредоставление преимущества в движении водителям транспортных средств или пешеходам, имеющим такое право, -

    влечет наложение штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.

    Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 км/ч -

    влечет наложение штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

    Движение через железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, запрещающем сигнале светофора или запрещающем сигнале дежурного по переезду, а равно остановка либо стоянка транспортного средства на железнодорожном переезде -

    влечет наложение штрафа в размере пяти минимальных размеров выплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

    Нарушение водителями иных правил дорожного движения, за исключением предусмотренных статьями 114, 114.1, 117, 118, 121.1 настоящего Кодекса и частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, -

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 0,2 минимального размера оплаты труда.

    Примечание. При нарушении правил стоянки и остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными платными парковками запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, применение иных мер, за исключением мер, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Статья 122. Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения

    Нарушение пешеходами правил дорожного движения -

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,3 минимального размера оплаты труда.

    Нарушение правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, а также нарушение правил дорожного движения возчиками, пассажирами или другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, -

    влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

    Нарушение правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, -

    влечет наложение штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.

    Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение материального ущерба, -

    влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

    Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение легких телесных повреждений, -

    влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

    Статья 235. Содержание протокола (постановления) об административном правонарушении

    В протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол (постановление) может быть подписан также и этими лицами.

    В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (постановления) в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

    При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе (постановлении).

    Статья 236.Направление протокола (постановления)

    Протокол (постановление) направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

    Статья 236.1. Вручение копии протокола

    Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

    Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется*

    При совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (если размер штрафа не превышает десяти рублей), статьей 101 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 218), частью пятой статьи 103, частью второй статьи 104, частью первой статьи 111.2 и частью третьей статьи 111.3 (если размер штрафа не превышает пяти рублей), статьей 112.2, частями второй и третьей статьи 114, частями первой, второй, третьей и восьмой статьи 115, частями первой и второй статьи 122, частью третьей статьи 126, статьями 127 и 128 настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.

    Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

    Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, то составляется протокол в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса.

    Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности

    Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 - 40.24, 46.1, 49, частью четвертой статьи 56.1, частью четвертой статьи 56.2, частью второй статьи 56.3, частью второй статьи 57.1, частью второй статьи 84.5, частью второй статьи 84.6, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 - 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 - 171.3, 183 - 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы Российской Федерации или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.

    Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.